Е. В. Козлова
К формированию пассивного осязания
В последнее время осязательное восприятие все чаще становится
объектом не только общепсихологических, но и прикладных исследований. В значительной
мере это связано с тем, что осязание является одним из основных каналов получения
информации у слепых и основным — у глухонемых. Отсюда возникает проблема изучения
структуры осязательного восприятия и условий его более качественного использования
у людей с подобными дефектами. В связи с постоянным совершенствованием систем
управления современными технологическими процессами и соответственно с усложнением
информационных моделей, с которыми работает человек-оператор, встала проблема
разгрузки зрительной системы человека и использование возможностей всех форм
перцептивной деятельности, в частности осязания.
Многочисленные
исследования показали, что как у взрослых, так и у детей активные ощупывающие
движения являются необходимыми для построения адекватного гаптического образа.
В процессе построения образа, при повторных предъявленьях объектов, ощупывающих
движений становится все меньше и меньше, при этом их количество и амплитуда
сокращаются по мере того, как выявляются опорные, конструктивные точки объекта
[1; 4]. Количество опорных точек может быть в результате повторных предъявлений
сведено к минимуму. В настоящее время получен ряд фактов, характеризующих
процесс выделения опорных точек. Этими точками становятся наиболее информативные
из них, выделение которых оказывается достаточным для узнавания целостного
изображения. Б. Г. Ананьев указывает, что при тактильном обследовании движения
в той или иной последовательности быстро обегают контур и периодически возвращаются
к определенным точкам, являющимся «точками отсчета» для построения образа.
Отклонение траектории движения от контура возрастает по мере накопления опыта
и сопровождается ростом симультанных группировок, из которых складывается
целостный образ. Такая редукция ощупывающих движений, совершенствование
приемов и способов обследования объектов связаны с возникновением ориентировки
по ведущему признаку [4].
Вышеприведенные факты являются подтверждением общепринятой
в советской психологии точки зрения на процессы восприятия как на определенные
перцептивные деятельности субъекта, функцией которых являются построение
образа ситуации и ориентировка поведения в поле этого образа. Средствами
для построения осязательного образа являются ощупывающие движения, последовательно
выделяющие все элементы структуры объекта, из которых строится целостный
образ.
В то же время наряду с изложенными фактами, демонстрирующими
роль активных ощупывающих движений в построении образа, имеется ряд фактов,
показывающих возможность адекватного отражения воспринимаемого объекта без
движений руки, при помощи пассивного осязания.
Очень ярко возможности пассивного осязания и его генетическая
вторичность проявляются у слепых, когда осязание становится одним из основных
источников получения информации. Как известно, чтение у слепых осуществляется
путем ощупывания рельефного шрифта. Рельефный точечный шрифт основан на пространственной
группировке точек. Величина букв позволяет человеку путем касания
ладонной поверхностью кончика пальца одновременно схватить целую группу
как пространственную единицу. Процесс
осязательного чтения осуществляется с помощью движений указательных пальцев
обеих рук. После длительного обучения скорость чтения
может достигать пятисот букв в минуту, что возможно лишь за счет симультанного
осязательного восприятия точечных структур. Эти данные свидетельствуют о
том, что механизм пассивного, т. е. симультанного, осязания формируется в
процессе обучения. Аналогичные данные получены и в экспериментах со зрячими
испытуемыми.
Эти факты наряду с практическими задачами делают необходимым
изучение содержания осязания, условий его образования. В литературе вопрос
о становлении пассивного осязания либо не ставится вообще, либо констатируется
в общей форме.
Причина этого, на наш взгляд, в применяемом обычно методе
«подсматривания», при котором экспериментатор лишь наблюдает за ходом процесса
решения поставленной перед испытуемыми задачи, в данном случае — осязательного
восприятия. Как указывает
П.Я.Гальперин [3], такой метод является недостаточным для раскрытия психологических
механизмов какого-либо явления, поскольку каждое действие, становясь собственным
психологическим достоянием субъекта, настолько видоизменяется, что делается
принципиально неузнаваемым и недоступным не только для внешнего наблюдения,
но и для самонаблюдения. Для исследования какого-либо психологического явления
необходимо проследить его развитие. Наибольшие возможности для этого создаются
при планомерном формировании желаемого действия с заранее заданными свойствами.
Это, в свою очередь, выдвигает требование выделения и организации
генетически первоначальных, развернутых, сукцессивных форм исследуемого
действия. К некоторым возможным механизмам образования пассивного осязания
Л.М.Веккер [2] и другие авторы относят временно-двигательное развертывание
объектов, и на этой основе образование целостно-пространственных компонентов
осязательного образа. Исходя из этого, мы предположили, что в качестве исходной
формы пассивного осязания может быть взята пространственно-временная развертка
тест-объектов. Отсюда вытекают и основные задачи нашего исследования. Это,
во-первых, выделение и организация осязательного опознания в его сукцессивной
форме и, во-вторых, выяснение условий и осуществление планомерного перехода
к симультанному анализу тест-объекта, т. е. к пассивному осязанию.
Для
решения поставленной задачи мы подобрали материал, незнакомый испытуемым,
чтобы исключить возможность использования каких-либо уже сложившихся способов
анализа. Материал имел четкую структуру, в отношении которой была возможна
организация развернутого сукцеосивного действия по опознанию. В качестве
основы для составления экспериментальных объектов была использована матрица, которая в
процессе экспериментального обучения стала являться для испытуемых одним
из средств анализа этих объектов. Матрица имела следующий вид и обозначения
(рис. 1).
Каждый тест-объект представлял собой совокупность из двух
структур — треугольников и квадратов (рис. 2), причем многие объекты, состоящие
из одинаковых структур, отличались лишь порядком их предъявления. Это исключало
угадывание объектов по побочным признакам и заставляло последовательно восстанавливать
структуру предъявляемого объекта. Описанные объекты можно предъявлять как
одновременно, путем наложения на ладонь проволочного контура, так и последовательно,
путем развернутой поэлементной презентаций с помощью проведения штифтом по
каждому элементу матрицы, обозначенной на ладони испытуемого.
Эксперимент
состоял из двух частей — констатирующей и формирующей.
Как показала констатирующая
часть эксперимента, испытуемые оказались не в состоянии не только опознать
объект или часть его, но и более или менее правильно оценить местоположение
отдельных его элементов. Тактильные образы были настолько расплывчаты и не
определенны, что строить исследуемое действие на основании только имеющихся
у испытуемых тактильных перцептивных действий мы не сочли возможным.
Формирующую часть мы рассмотрим по стадиям, выделенным
в соответствии с изменениями экспериментальных условий, которые вводились
в процессе формирования действия на каждом этапе; этими условиями являлись:
изменение ритмической организации действия; изменение степени прозрачности
экрана, через который испытуемый следил за последовательно предъявляемыми
элементами тест-объекта на первых стадиях опыта; переход от последовательного
тактильного предъявления элементов тест-объектов к одномоментному
предъявлению структур, составляющих тест-объект, а затем и всего тест-объекта;
изменение характера проговаривания и прорисовывания элементов тест-объекта
на матрице, аналогичной матрице, по которой строились предъявляемые объекты
(см. рис. 1); изменение темпа выполнения действия. Введение стадий в описание
хода эксперимента помогает четче проследить все изменения, происходящие с
действием по ходу его становления.
На первой стадии
деятельность испытуемого строилась таким образом: через прозрачный экран
испытуемый следил за последовательным предъявлением объекта на ладони, затем
на кальке, наложенной на матрицу, прорисовывал предъявленный элемент с одновременным его названием. Начало предъявления
объекта и его конец — точка «О». Действие выполнялось в строгой ритмической
структуре и определенном темпе, задаваемыми метрономом. На этой стадии производилось постепенное затемнение
экрана, так что в конце стадии испытуемый мог лишь с трудом зрительно опознать
объект, что создавало предпосылки для перехода на собственно тактильный способ
опознания; если в начале стадии испытуемый называл каждую координатную точку
элемента дважды (один раз как конечную точку предыдущего элемента, второй
раз как начальную точку следующего элемента), то в конце стадии каждая точка
называлась испытуемым лишь один раз, что давало возможность для слитного
проговаривания элементов структуры уже как сторон треугольника или квадрата.
Уже при таком поэлементном анализе, как отдельный «шаг», была выделена операция,
обобщающая каждые три или четыре «шага». Такой операцией являлось называние
общей характеристики структуры, которая образовывалась последовательно проанализированными
элементами. Последовательное опознание элементов, составляющих вторую структуру,
завершалось также отдельным «шагом» — общей характеристикой этой структуры.
Заключительным «шагом» в анализе каждого тест-объекта являлась общая характеристика
всего тест-объекта.
На второй стадии
полностью затемнялся экран, и опознание объектов начинало происходить непосредственно
за счет осязания. При этом изменялась ритмическая структура действия, и испытуемый
должен был анализировать каждый элемент на один удар метронома, а не на два,
как было на первой стадии. Кроме этого, на протяжении этих двух стадий экспериментатором
постепенно увеличивался темп выполнения действия.
На третьей стадии
происходили существенные изменения ритмической структуры действия. Скорость
исполнения начинала превышать первоначальную скорость в три раза. Мы требовали
от испытуемого опознания элементов одной структуры за временной интервал,
равный трем (или четырем) временным интервалам, необходимым для опознания
каждого элемента. Разница состояла лишь в том, что действие начинало выполняться
испытуемым под один медленный удар метронома, а не под три быстрых. На этой
же стадии полное прописывание элемента заменялось лишь указанием на него:
испытуемый мог ставить точку в любом месте элемента матрицы.
На четвертой стадии
темп выполнения действия увеличивался все больше, что приводило к сокращению
речевых характеристик. Испытуемый переставал называть отдельные элементы,
а называл только структуры и давал общее заключение о характеристике всего
объекта в целом, причем и эти речевые характеристики осуществлялись в сокращенной
форме и в конце стадии носили больше символический, указательный характер.
Все описанные модификации создали предпосылки для перехода
к частичному симультанному предъявлению структур, что и составляло основную
задачу пятой стадии. Это достигалось
за счет перехода от очень быстрого, но, тем не менее, последовательного предъявления
элементов структур к их одновременному предъявлению. На этой стадии все действие
выполнялось на два удара метронома: на один удар предъявлялась первая структура,
и испытуемый называл ее, на второй удар,
— предъявлялась и называлась вторая структура. На этой же стадии было снято
какое бы то ни было прорисовывание тест-объекта.
На шестой стадии
испытуемому на руку одновременно накладывались две структуры, составляющие
тест-объект. Испытуемый не пользовался при этом никакими дополнительными средствами
(зрительным контролем, речевыми характеристиками, прорисовыванием), сразу
после предъявления давал ответ: какой именно объект предъявлялся. Каждый объект
приобрел свое специфическое название — слово, состоящее из двух слогов (обозначений
структур), причем эти два слога произносились испытуемым слитно, как единое
слово.
Формирующая
часть эксперимента заканчивалась
контрольным замером, в котором испытуемым предъявлялись тест-объекты, аналогичные
объектам, предъявляющимся в констатирующей части. Подавляющее большинство
тест-объектов было опознано правильно. Не было зарегистрировано ни одного
случая ошибочного опознания одновременно обеих составляющих тест-объект структур.
Единичные ошибки допускались в опознании только одной из структур тест-объекта
причем при убирании с ладони правильно
опознанной структуры испытуемый сразу исправлял ошибку.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
Нами были выделены основные условия, обеспечивающие планомерное
формирование симультанного тактильного опознания объекта (пассивное осязание).
Содержанием перехода к пассивному осязанию является систематическое образование
новых психологических структур, способов ориентировки в осязательном поле.
Формирование пассивного осязания в наших условиях реально
означает порождение принципиально нового образа, ранее отсутствовавшего у
испытуемых.
Понимание пассивного осязания
как своего рода идеального действия в данном перцептивном поле позволяет
выдвинуть следующие проблемы для дальнейших исследований: является ли выбранная
нами исходная материальная форма действия единственной генетически первоначальной
формой рассматриваемого идеального действия; существуют ли иные варианты
перехода к пассивному осязанию, кроме описанного нами.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В.
Осязание в процессах познания и труда. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
2. Веккер Л.М., Лапе Ю.П. К проблеме построения осязательного
образа. «Вопросы психологии», 1961, №5.
3. Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования.
«Вопросы психологии», 1966, № 4.
4. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., «Просвещение»,
1967.
Работа
выполнена под руководством проф. П.Я.Гальперина и канд. психол. наук Н.Н.Нечаева.